Интеграция технологий дидактического дизайна
и индивидуализированного обучения.
Возможно ли?
Применение технологии
индивидуализированного обучения, основу которой составляет внутренняя его
дифференциация, позволяет решить широкий спектр педагогических и образовательных
задач в целом. Направленность процесса обучения на конкретного ученика,
испытывающего трудности в обучении, или одаренного, использование технологии разноуровневого
обучения, вариативность темпа изучения учебного программного материала, выбор
учебных заданий и разных видов педагогической деятельности на уроках, определение
характера и степени дозировки помощи со стороны учителя, обеспечивает гарантированное усвоение
базисного ядра школьной программы. Повышение познавательной активности обучающегося
через системную самостоятельную работу, формирует положительное отношение к
учебной деятельности, ее внутреннюю мотивацию. Технология
индивидуализированного обучения, в частности система Макарова Ю. А., отвечает
требованиям ФГОС нового поколения. Тем не менее, применение технологии не
предполагает полное отсутствие проблем, легкость ее наложение на любую
предметную область. Первичный анализ на этапе ее внедрения, на уроках
обществознания и истории обнаружил пробелы в области анализа и синтеза,
связывания смысловых элементов в единое информационное поле. Эпизодичность
характера усвоения материала присутствует в силу субъективных причин (содержание
заданий составленных непосредственно учителем, индивидуальность восприятия задания,
элемента задания обучающимися, в том числе и талантливыми, одаренными,
ответственными). Минимизация вербальной подачи информации в области
гуманитарного знания не формирует специфические навыки, визуальная подача
учебного материала в рамках технологии становиться возможной только в условиях
применения персональных компьютеров, что по объективным причинам, становится
проблемой. Логико – смысловое
конструирование на уроке, или отдельном его этапе, облегчает выполнение заданий
любых форм и любого уровня сложности. Разложение на элементы, их последующее
синтезирование компонует информацию, формируя предметные и метапредметные
связи. Моделирование предполагает самостоятельность в поиске решения, может
быть выполнено в форме проекта, исследования, поэтапного выполнения разноуровневых
заданий, что не противоречит технологии индивидуализированного обучения, синтезируя
элементы полученных знаний в единую систему.
В качестве примера соединения технологий может быть предложен урок по предмету
«Обществознание», анализ которого показал уровень остаточных знаний выше
среднего показателя, что соответствовало целевой установке урока.
|